Альфред Адлер* описывает свое детство как трудное и несчастливое время, возможно, именно это обстоятельство позволило ему стать автором индивидуальной теории личности.
Адлер открыто враждовал с З. Фрейдом, это поспособствовало тому, что большинство положений индивидуальной теории личности развивались как антитезисы психоанализа.
В своих работах Альфред Адлер делает акцент на чувстве и комплексе неполноценности, роли отвержения в развитии диссоциальной личности**, самооценке, концепции жизненного стиля, стрессе и адаптации, творчестве и зрелости, психическом здоровье.
Поскольку с латинского «individuum» означает «неделимый», главный постулат индивидуальной теории личности заключается в том, что организм — это единая и саморегулирующаяся система. Любые недостатки в этой системе компенсируются развитием противоположных качеств, именно таким образом происходит адаптация и сохраняется целостность организма.
Адлер ввел термин «комплекс неполноценности»; по его мнению, все люди в детстве испытывают чувство неполноценности. Выраженный комплекс неполноценности может затруднять личностный рост и индивидуальное развитие. В раннем возрасте ребенок начинает обнаруживать, что кроме него есть и другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно и в какой-то степени более лучше подготовлены к жизни. Как следствие такого открытия, у ребенка возникает желание расти и становиться не менее сильным, чем другие. Адлер отмечал, что чувство неполноценности не является чем-то ненормальным, оно мотивирует человека к лучшей жизни.
Борьба за превосходство
Адлер не отождествляет агрессию с враждебностью, он представляет ее как силу в преодолении жизненных препятствий. Даже сексуальность, по его мнению, — это способ удовлетворения стремления к власти и силе. Автор говорит, что стремление к превосходству является врожденным качеством любого человека. Существующие на земле виды должны развиваться в направлении эффективной адаптации или исчезнуть с «лица земли». Поэтому стремление к превосходству включено в эволюционный процесс развития.
Цель превосходства может быть рассмотрена в двух ракурсах:
в позитивном — когда цель включает заинтересованность в благополучном развитии других, развитие умений и работе ради более совершенного способа жизни; согласно Адлеру, социальный интерес является полезным критерием психического здоровья;
в негативном — когда цель — борьба за личное превосходство. По мнению Адлера, эта форма — следствие сильного чувства неполноценности и приводит человека к нездоровому функционированию. По той причине, что негативное превосходство исключает социальный интерес, оно не может принести признание и удовлетворение личности.
Жизненные цели
Адлер считал, что овладение средой и ее заселение — это не основная цель индивида. Мотивирующие на развитие человека цели более специфические, они формируются, как правило, в раннем детстве и не могут быть осознаны взрослым человеком.
Формирующаяся в детстве цель жизни — своего рода компенсация чувства неуверенности, беспомощности и неполноценности в мире взрослых. Устойчивые жизненные цели служат защитой против бессилия, местом между неудовлетворяющим настоящим и ярким совершенным будущим. Если чувство неполноценности слишком велико, то жизненные цели могут стать несколько нереалистичными, носить навязчивый или невротический характер.
Цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека, они позволяют нам интерпретировать человека. В достижении поставленной цели человек склонен принимать нехарактерные ему черты, которые могут рассматриваться как грани целевой ориентации.
Стиль жизни
— это некий универсальный способ, выбранный человеком для следования своей жизненной цели. В стиле жизни принимает участие буквально каждое душевное и телесное движение. Поэтому интерпретация отдельных характеристик или душевных проявлений человека, не учитывая его стиля, может привести к ошибочному мнению.
Наши чувства не получают реальные факты, а получают лишь их субъективные образы. Апперцепция — восприятие, включающее субъективную интерпретацию воспринятого. Как часть жизненного стиля, каждый человек создает представление о себе и мире. Адлер назвал это явление схемой апперцепции. Он подчеркнул, что схема апперцепции определяет поведение человека.